04 марта 2018

Аргументы в ЕГЭ по истории 2018




            Уважаемые коллеги! Только что прошли курсы для экспертов ЕГЭ по истории. Очень много проблем с оцениванием задания № 24.
                Формулируется оно так: «По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Используя исторические знания, приведите 2 аргумента «за» и 2 аргумента «против».
                Проблема состоит в том, что наши дети, а часто, и учителя, не совсем понимают, что такое аргумент и как его нужно формулировать, чтобы эксперты  ЕГЭ по истории его засчитали.
                Самое главное нужно запомнить, что в основе любого аргумента всегда лежит факт.

Факт – это фрагмент реальности. Исторические факты могут быть простыми (например, «Крейсер «Аврора» вошел в Неву 24 октября 1917 г. в 16.00»), а могут быть сложными, обозначающими целые явления и процессы (например, «В 1917 г. в России свершилась революция»). Факты могут быть экономическими, социальными, политическими.
                Как выстроить аргумент?
Для ребят могу посоветовать использовать следующий алгоритм: «КОНКРЕТНЫЙ ФАКТ ---- СЛЕДСТВИЕ (ЭТО СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ…, ЭТО ПРИВЕЛО…., ЭТО СПОСОБСТВОВАЛО…)
                Для учителей: Аргумент складывается в идеале из трех составляющих: 1) тезис  2) доказательство  3) вывод. Или из двух элементов: 1) тезис и доказательство; 2) тезис и вывод.

Примеры:
Пример 1. «Экономическая политика российского правительства в начале 1990-х гг., известная как «шоковая терапия», способствовала преодолению кризисных явлений в экономике».
Аргументы «за»
1. «Жизнь людей стала значительно хуже» - такой аргумент не засчитывается, так как здесь нет факта.
Принимается аргумент: «отпуск цен привел к их росту в сфере потребительского рынка, к росту тарифов на коммунальные и другие услуги, что способствовало снижению уровня жизни».

2. «Была проведена либерализация цен» - такой аргумент не принимается, так как нет комментария, и он (факт) может быть истолкован как в подтверждение, так и в опровержение.
Как надо: «Либерализация цен (ФАКТ) способствовала насыщению рынка товарами и продуктами первой необходимости»  (аргумент в подтверждение)
«Либерализация цен (ФАКТ)  способствовала их росту, что, в свою очередь, снизило уровень жизни в стране» (аргумент в опровержение).

Пример 2. «Политика Н. Хрущева в сфере культуры была более либеральной, чем в предшествующий период» .
Принимаются следующие аргументы:
«Выставка в Манеже художников-абстракционистов состоялась в центе Москвы (ФАКТ), этого не могло произойти в предшествующий период». (Аргумент в подтверждение).
«Выставка в Манеже разгромлена по приказу Хрущева после ознакомления (факт), что свидетельствует о неприятии новых направлений в художественном творчестве. (Аргумент в опровержение).

Пример 3. «Внутренняя политика Н.С.Хрущева носила либеральный характер».
Аргументы в подтверждение:
1. Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС  в 1956 г. повлекло за собой массовую реабилитацию и прекращение репрессий.
2. Повышение пенсий в ходе пенсионной реформы, введение денежной оплаты труда колхозникам, введение паспортов для колхозников, массовое жилищное строительство свидетельствовали, что произошел сдвиг в социальной политике в сторону простых людей.
Аргументы в опровержение:
1. 1958-1964 гг. – гонения на церковь: антирелигиозная кампания в печати, закрытие храмов, приходов. Это нарушало право на свободу отправления религиозных культов, закрепленную Конституцией 1936 г.
2. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г. доказывает, что власть применяла методы репрессий к гражданам СССР.


Комментариев нет:

Отправить комментарий