30 апреля 2017

Нижний Новгород

Нижний Новгород
Март 2017 г.
Эта милая городская скульптура

Нижний Новгород не показался мне очень уютным для жизни городом. Вряд ли я бы решила сюда переехать. Но в Нижнем есть милые достопримечательности, которые сглаживают общее впечатление от индустриального города.
Это милая городская скульптура. Как следует из публикаций, проект этот начал реализовываться сравнительно недавно – с 2006-2009 гг. Надо сказать, что проект удался.  А авторы явно преуспели.
Мы имели возможность видеть городскую скульптуру и в Киеве, и в Минске, и в Смоленске. Но здесь – в Нижнем – она имеет свой местный колорит. Она изображает часто жителей Нижнего Новгорода, живших в XIX веке. Или имеющих какое-то отношение к этому городу.

Так один из первых нас встретил «Городовой».
Скульптура установлена в самом начале Большой Покровской улицы, перед выходом на площадь Минина и Пожарского. Она была установлена здесь в 2006 году. Именно с этой скульптуры и начал реализовываться проект.
                Городовой являлся самым низшим чином в полиции царской империи с 1862 по 1917 г. Раньше шутили: «В доме живет домовой, в лесу – леший, а по городу ходит городовой». Обязанность городового – следить за порядком в городе… На обмундирование каждого городового выделялось 25 рублей в год.
Так как никаких средств связи не было, кроме свистка, то посты городовых располагались на расстоянии прямой видимости. На каждом посту работало трое городовых.
Особенно ненавидели городовых революционеры – по понятным причинам. И в ходе февральской революции 1917 года именно им, городовым,  досталось больше всего.
Слово это ушло в прошлое. Правда, осталось в виде ругательства: «Японский городовой!»

По-разному объясняют историю происхождения этого выражения. Но все версии весьма занятные.  Первая связывает его с неприятным инцидентом, имевшим место во время визита в Японию цесаревича Николая (Николая II) в 1891 г. Тогда японский полицейский, возмущенный развязным поведением иностранца, будто бы ударил Николая по голове саблей в ножнах. А другая история уводит нас в 1905 г., в рассказ Н. Лейника «Случай в Киото», который рассказывал о том, как японский полицейский, наблюдая, как тонет ребенок, ничего не предпринимает, ожидая распоряжения начальства. Сатира никого не удивила, так как Россия вела с Японией войну.



«Веселая коза»

Установлена на пересечении улиц Пискунова и Большой Покровской. Такое же название носит и всероссийский фестиваль театральных капустников, проходящий ежегодно в Нижнем Новгороде с 1993 года. Однако происхождение «Веселой козы» относится к 1781 году. Именно тогда Новгороду был присвоен герб с изображением оленя на геральдическом щите. При Екатерине II проводилась ревизия гербов по всей России. Официально нижегородский символ обрисовали следующим образом: В белом поле красный олень: рога и копыта черные». В итоге получилось, что олень стал объектом добрых насмешек после того, как губернская власть решила создать свой герб, чтобы отделить себя от власти городской. На гербе губернии тоже был изображен олень, но весьма легкомысленно. Приподнятая нога и закинутые назад рога как раз и напомнили людям танцующую козу.
                Помимо такой версии есть и другая, более героическая. В XVII веке в городе случился пожар. Ночью загорелись какие-то дворовые постройки. Огонь очень сильно напугал спавшую в хлеву козу. Она в панике вырвалась из сарая, поскакала по улице, наткнулась на пожарный столб и подняла набат, запутавшись рогами в веревке от колокола. От звона горожане проснулись и погасили пламя. С тех пор во время масленичных гуляний появилась традиция славить козу. А так как масленица – это праздник веселый, то и коза вышла соответствующей.





«Скульптура Е.А. Евстигнеева»
                Артист Евгений Евстигнеев  родился в Нижнем Новгороде 9 октября 1926 года. Его детство прошло в поселке имени Володарского. Здесь – в Нижнем -  начиналась его карьера. Поэтому неслучайно нижегородцы установили его скульптуру у здания драматического театра. Установили в 2006 г. к 80-летию со его дня рождения.
                Посидеть на скамейке с кумиром советского театра и кино сейчас может каждый.




Памятник художнику


Улица Рождественская в Нижнем Новгороде является своеобразным музеем под открытым небом. Достопримечательностей здесь в избытке. Здесь, у дома № 30, горожане могут видеть памятник Художнику.

Скульптурная композиция посвящена Маковскому Константину Егоровичу, русскому художнику, присоединившемуся к объединению передвижников. В 1891 году Маковский приехал в Нижний Новгород и провел здесь три года, делая подготовительные зарисовки к картине «Воззвание Минина к нижегородцам». По замыслу автора скульптуры художник запечатлен именно в момент написания этой картины.






Мальчик, торгующий бубликами

Этот мальчик находится рядом с художником. Скульптура была подарена городу АО «Каравай». Торжественное открытие состоялось в присутствии губернатора области 4 ноября 2013 г. в День народного единства.



«Соляная афера»
Это удивительное напоминание о совести и чести установлено около здания бывшей Соляной конторы. Он представляет собой 2 чугунные калоши 58 размера и стоящие рядом мешки с солью. Скульптура связана с купеческим Нижним. В 1864 г. после паводка соляные склады на берегу Оки оказались пустыми. Вскоре выяснилось, что соль исчезла еще до паводка. Ее украл начальник соляной конторы. Дворянин Вердеревский с помощью пристава соляных запасов Терского. Им помогали купцы Блиновы и Бугровы. Вердеревского осудили и отправили в_ссылку, а купцы сумели откупиться. Тогда отец Федора Блинова подарил сыну чугунные башмаки с напутствием носить один раз в год и помнить о чести семьи.
Среди нижегородцев существует поверье, что, если встать в калоши и посмотреть в сторону Строгановской церкви, то обязательно повезет с достатком.







Есть_и_такая_затейливая_сцена




Комментариев нет:

Отправить комментарий